КАКИЕ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ МОЖНО СДЕЛАТЬ МЕТОДОМ ЛАПАРОСКОПИИ

25.03.2022

Рассказывает Рузанна Александровна Гукеян — врач-акушер-гинеколог, гинеколог-хирург.

В современной оперативной гинекологии приоритетным является выполнение малоинвазивных и органосберегающих операций с целью получения максимального эффекта от лечения и снижения периода восстановления пациента.  Широкое применение лапароскопического доступа заметно улучшило качество жизни пациенток.

Лапароскопия является одним из наиболее перспективных направлений в современной гинекологии, которое позволяет не только расширить диапазон диагностических манипуляций, но и разработать новые оперативные методики. Техника данной манипуляции основана на осмотре брюшной полости через переднюю брюшную стенку с помощью оптической системы- лапароскопа. Этот метод по праву можно считать наиболее безопасным видом хирургических вмешательств. При лапароскопии минимизируются разрезы и потеря крови, что помогает существенно сократить срок реабилитации.

В чем суть лапароскопии?

Метод лапароскопии основан на осмотре органов брюшной полости с помощью эндоскопа, введенного в переднюю брюшную стенку. Инструменты оснащены датчиками, камерой и подсветкой, что позволяет гинекологу оценить происходящий внутри процесс на специальном экране.

При лапароскопии в гинекологии осмотру доступны: матка, придатки, связочный аппарат и брюшина. Сама процедура рассматривается не только, как хирургическое лечение. Зачастую к ней прибегают с целью диагностики гинекологических заболеваний, когда магнитно-резонансная томография и ультразвуковое исследование являются малоинформативными. Во время проведения удается взять образцы биологического материала для дальнейшего исследования. Если в ходе диагностики врач обнаруживает патологические изменения, то сразу проводят их устранение.

Преимущества лапароскопии:

• малоинвазивность и косметический эффект (позволяет выполнять радикальные вмешательства без широкого рассечения кожных покровов через точечные проколы тканей);
  • минимальная травматизация оперируемых органов;
  • занимает меньше времени, чем полостная операция;
  • под контролем лапароскопа возможно наложение швов на оперируемые органы (используются саморассасывающиеся нити);
  • легко переносится больным, послеоперационный болевой синдром минимальный.
  • сокращение сроков пребывания пациентки в стационаре и реабилитации в результате быстрого восстановления жизненных функций и трудоспособности;
  • снижение частоты и тяжести осложнений в связи с меньшим риском образования спаек, послеоперационного пареза кишечника и формирования вентральных грыж;
  • спектр оперативных вмешательств при лапароскопии очень высок.

Показания для проведения лапароскопии:

Лапароскопическим способом выполняются как плановые, так и экстренные операции.

Плановые вмешательства:

• диагностическая лапароскопия с биопсией;
  • операции по поводу опухолей и кист яичников, синдрома поликистозных яичников;
  • трубэктомия;
  • гистерэктомия;
  • энуклеация миоматозных узлов матки;
  • реконструктивно-пластические операции при пороках развития внутренних половых органов;
  • оперативное лечение эндометриоза;
  • кольпоплекия и др.;

Экстренные вмешательства выполняются при:

• трубной беременности;
  • апоплексии яичника (коагуляция места разрыва, резекция яичника и др.);
  • разрыве кисты яичника;
  • перекруте придатков матки;
  • перекруте субсерозного миоматозного узла;
  • острых воспалительных заболеваниях матки (гнойный сальпингит; пиосальпинкс, гнойные тубоовариальные образования);
  • необходимости дифференциальной диагностики между острой хирургической и гинекологической патологией и др.

Перед лапароскопией, как и перед другими операциями, необходима консультация врача и полное клиническое обследование, так как имеются противопоказания.